«Мы молимся Богородице, и Она отвечает нам тем же»
Почитание Богородицы в Церкви сложилось задолго до Нового Завета. Господь, изгоняя Адама из Рая, дал обетование о Жене и её семени. Пророк Давид, тайновидец и поэт, пророчествовал о Пресвятой Богородице. Мы помним о 70 толковниках, переводивших Священное Писание на греческий язык, один из которых — старец Симеон Богоприимец — усомнился в словах пророка «Се, Дева во чреве приимет» и помним, что за этим было.
Новозаветные наши знания о Богородице при этом крайне скудные. Писание Нового Завета хранит мало мест, повествующих о Деве Марии. То, что мы знаем о Ней — в основном из церковного Предания.
Есть даже такой отрывок из Евангелия, где Спасителю говорят, что здесь Матерь Твоя и братья Твои, а Господь отвечает, что духовное родство ближе.
Откуда же мы столько знаем о Пресвятой Деве, откуда такое большое Её почитание? Ведь такого разнообразия и количества иконографий нет больше ни у кого! В почитании Она стоит на втором месте после Бога! Мы вспоминаем Богородицу в течение всего суточного богослужебного круга. Есть даже дни, специально посвящённые Богородице — среда и пятница. Мы поминаем Её на каждом отпусте. Ежедневно вспоминаем Богородицу в келейных молитвах.
Сколько храмов и монастырей Ей посвящено! Самый прекрасный, наверное, из акафистов — написан Ей и мы служим Великим постом отдельную его службу. Сколько заступничества Богородицы по молитвам!
Богородица хочет от нас молитвы. И именно так мы Богородицу познаём. В этом тайна такого Её почитания. Молитва — это самое главное, самое живое действо в Церкви.
Мы молимся Богородице, и Она отвечает нам тем же. Знание о Ней становится полнее в молитве, потому что, почитая Приснодеву, мы почитаем Бога, пришедшего во плоти, почитаем Христа в двух природах, почитаем истинного Бога, Спасителя, Бога освящающего, Который поистине пришёл в этот мир.
И почитаем мы Пресвятую Деву именно в молитве, а иначе не было бы столько икон, акафистов, канонов, чудесных песней Богородице. Этого Она от нас и хочет. Посмотрите на историю Церкви, историю нашего Отечества, всего мира: Богородица всегда была близка к великим молитвенникам — к преп. Сергию, преп. Серафиму. На Руси монастыри не случайно часто посвящали Богородице — она заступница молящихся к Ней. Весь Афон — удел Богородицы. Серафимо-Дивеевский монастырь — тоже удел Богородицы. Сколько мы знаем из истории Отечества примеров, когда усердное моление Пресвятой Деве избавляло нас от бед.
Богородица, о жизни Которой мы так немного знаем из письменных источников, плотно вошла в молитвенную, мистическую жизнь Церкви.
Если человек живёт жизнью Церкви, если он молится, правильно молится, то Богородица обязательно будет рядом с ним.
Богородица действительно всем нам Мать. Ведь если Христос — новый Адам, новое Творение, то и мы — новое творение, а Его Пречистая Матерь и к нам тоже имеет отношение во Христе. Поэтому Её участие в нашей жизни будет полным, большим, постоянным.
Духовные люди говорят, что тому, кому посчастливилось быть отмеченным Пресвятой Богородицей — а такие люди есть — им нужно быть очень внимательными к своей духовной жизни, к своей молитве. Но и ко всем, кто по-настоящему молится, кто по-настоящему чтит Её, Её посты, Её дни памяти — Богородица всегда будет близка.
Свящ. Сергий Сиротин,
проповедь в день Успения Пресвятой Богородицы
28.08.2023