«Вы уже не чужие»!
Сегодня мы слышали послание апостола Павла к Ефессянам. Это послание — вершина мистического богословия апостола. А значит оно трудно для восприятия. Но без понимания его неполной будет наша молитва, неполным будет наше знание.
Попытаемся ещё раз вместе сегодняшние стихи прочитать и понять, почему они были прочитаны в воскресный день.
«Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,
упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,
Господь приходит в этот мир, воплощается, разрушает преграду, которая была во всём человечестве: в ветхозаветной Церкви и в язычестве. Господь рушит эту преграду. «Господь так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного». Каким образом Он это делает? Читаем далее:
«и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем».
Посредством Креста Господь разрушает преграду между человеком и Богом.
Обратим так же внимание на слово «вражда». Оно здесь — ключевое. Человек, утратив рай, получил состояние вражды с Богом. Почему так? Во-первых, люди не могли знать Бога в истине, во-вторых, по причине своих грехов. Человек, если не живёт по заповедям Божиим, если он не Христов, то он вступает во вражду с Богом.
Обратим так же внимание на слово «учение». По-гречески это будет «догма». Человек, имеющий веру, воспринимает всю полноту догматического учения Церкви, и, воспринимая самый главный догмат — веру в Господа Воскресшего, он тем самым вражду с Богом прекращает.
Более того, мы читаем, что Господь вражду эту «убил»! Не прекратил, не закончил, а именно убил. А значит, нет её больше.
Во Христе человек имеет возможность быть приобщённым к миру с Богом. Только во Христе! Никаким иным образом.
Люди часто говорят, что у них мир с Богом в душе. Но если в сердце нет Христа, то о каком мире можно говорить? Если человек о Христе не знает, если о Кресте Его не знает, о Воскресении знать ничего не желает?
Бог убивает вражду, но она остаётся у человека из-за грехов, и тогда мы теряем этот мир с Богом. Однако, Бог даёт нам возможность возвращения, возможность истребления вражды. Это — покаяние. Через него мы возвращаемся назад, возвращаемся ко Христу, к Его крестным страданиям, к Его Воскресению.
Дальше в послании к ефесянам гимн отношениям Бога и человека:
И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,
потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.
Через Христа имеем доступ!
Итак вы уже не чужие (апостол уже обращается не только к ефесянам, но и к прихожанам Князь-Владимирского храма) и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
Послушайте, как это дивно! «Вы уже не чужие»! Как хорошо быть не чужими, но своими Богу…! Отношения восстановлены Крестом Господним.
быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
Апостол сравнивает отношения человека и Бога со строением здания, во главу угла которого полагается краеугольный камень, и от него уже выстраивается всё здание. И камень этот — Христос.
на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом».
Что такое «жилище»? Это то, куда каждый приходит ежедневно, находя там отдохновение. Мы становимся жилищем Бога, устрояемым Духом.
Свящ. Сергий Сиротин
воскресная проповедь 19 ноября 2023 года.