Дела света и дела тьмы. Воскресная проповедь
Сегодня мы с вами слышали притчу, которая называется «О безумном богаче». Был человек, у которого «угобзися нива» — так красиво и ёмко говорит славянский текст. И он, обращаясь к своей душе, говорит: «Вот, душа, ешь, пей, веселись»! На что Господь отвечает: «Безумный! Сегодня ночью душу твою возьмут от тебя, кого всё это будет»? Спаситель, сказав эту притчу, комментирует: «Так бывает, когда в себя, а не в Бога богатеют».
Памятник раннехристианской литературы «Дедахе» — учение 12 апостолов — пишет, что есть два пути: путь жизни и путь смерти. Понятно, что жизнь имеется в виду не только в пределах земных, но и вечная жизнь. Так же и смерть: не только смерть тела, но и духовная смерть.
Богач в этой притче со стороны света уходит в сторону мрака. Любопытно, что с точки зрения греческого языка «безумный» — значит «животное». Дословно: «без-умный», «без-словестный» — «а-логон». А это и есть душа животного, душа неразумная. Получается, что человек сводит себя на сторону нечеловеческого уже бытия, а животного.
Апостол Павел в послании к ефесянам сегодня вторит Евангельскому чтению и пишет о делах света и о делах тьмы.
Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света,
Обращаясь к ефесянам, апостол напоминает, что когда-то они были тьмой, так как не были просвещены Крещением и проводили языческую жизнь, по сути как тот богач.
потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
Люди, которые пошли на свет Крещения, которые просветились им, которые участвуют в нём, уже не совсем даже люди! Мы поём: «Иже херувимы тайно образующе»! Т.е. тайно изображаем херувимов и приближаемся к Свету. А значит, и дела наши должны быть не тёмными и страстными, но светлыми.
Испытывайте, что́ благоугодно Богу,
и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
Христианин, уже будучи призванным и познавшим Христа, узнавшим Его как Своего Господа и Спасителя, уже не может, как безумный богач, участвовать в делах тьмы, но только в делах света. Это очень яркое противопоставление. В Евангелии от Иоанна оно часто повторяется и особенно ярко звучит в чуде исцеления слепорождённого, который всю жизнь провёл во тьме, а Господь его исцеляет и приводит к свету. Так происходит с каждым человеком, который столкнулся с благодатью Божией.
Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить.
Это очень важное замечание апостола, потому что люди, делающие дела тьмы, пытаются их скрыть. Это критерий. Если мы что-то делаем тайно, не хотим показать, скрываем наши очи от Господа, то дела эти — не дела света.
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
Всякое освящение — от Христа Господа.
Итак, смотри́те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы.
Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия.
И это важное замечание. Главная добродетель христианина — рассудительность. Богач — не рассуждает. Он как бы участвует в дьявольской тризне. Потому что дела свои он никому не посвящает: ни бедным, ни близким, а только самому себе, делая себя идолищем. Мудрые же (рассудительные) так не поступают. Они понимают, что богатство с собой не утащишь. Тема эта очень развита. Например, у И.А. Крылова есть басня о безумном бедняке, но который умирает, пересчитывая свои нехитрые накопления.
Верующий человек, рассудительный человек будет своё богатство с кем-то делить, с кем-то входить в долю, в часть, как-то использовать данное ему. Но никогда не скажет так: «Вот, душа, ешь, пей, веселись»! Страшные на самом деле слова.
Свящ. Сергий Сиротин
воскресная проповедь 3/12/2023