Господь пришёл остановить текущую реку смерти

В Древней Церкви два праздника — Рождество и Крещение — были объединены в один. Он назывался праздник Теофании, т. е. Богоявления. В наше время мы празднуем два как бы отдельных праздника, но они связаны и временем (всего только 10 дней Святок отделяют их), и строем служб, и смыслом.
Как же являет Себя Господь в этих событиях и почему они так связаны? Ведь исторически между ними прошло 30 лет.
В Рождестве Господь явился прикровенно и только избранным: Деве Марии, Иосифу, восточным мудрецам, нескольким пастухам… Он не был до времени открыт миру.
В Крещении же Господь приходит явно, открыто, с некоторым даже манифестом. Об этом картина Ал. Иванова «Явление Христа народу» — Господь приходит, приближается и взоры всех обращены к Нему.
Господь приходит на Иордан, где крестил Иоанн Предтеча. Роль Крестителя Господня, его значение, уникальны для всего человечества. Ему не нашлось места в мире. Совсем юным он уходит в пустыню, которая есть символ отсутствия жизни. Его называют «межзаветным» пророком. Ветхий Завет закончился с пришествием обетованного Спасителя мира. А Новый Завет ещё не начался до выхода Христа на служение. Между этими событиями как раз появляется Иоанн Креститель, как мостик, связующий две эпохи.
Писание именует Предтечу «гласом вопиющего в пустыне». Он — образ всего человечества, ищущего Бога, ждущего Его, жаждущего Его, как воды в пустыне, вопиющего к Нему из пустыни жизни.
В иудейской традиции совершались разные омовения. Но крещение Иоанново было особенным. Иордан тёк по землям язычников и был «нечистой» рекой. Крестить в нём — было необыкновенным явлением, нонсенсом.
Стекались потому к Иордану совершенно разные люди. Иоанн Креститель по-разному реагирует на каждого из них.
Кому-то он отвечает на их вопросы просто, коротко, ясно.
И как резко пророк реагирует на фарисеев: он не говорит им, кто он, но называет их «порождениями ехидны», т. е. порождением змеи. Это очень резкое, оскорбительное выражение. Но пророк ясно расставляет акценты. И говорит о новом, грядущем в мире.
Новое — это Христос.
Господь приходит на Иордан кротко. Кротость Его удивительна. Господь пришёл послужить, и потому кротко склоняет Свою главу под руки Иоанна Крестителя, говоря: «Так нам надлежит исполнить всякую правду». Творец мира принимает крещение от тварного человека, как Агнец.
Господь, придя в мир, не будет карать и жечь огнём и серой. На Него все возложат руки. Но одни — как Иоанн — с любовью и ожиданием. Иные — как Пилат и его советчики — со злобой, завистью, ненавистью.
И в нашей с вами жизни Господь не карает нас, не испепеляет огнём. Господь ждёт. Руки людей на Нём. И потому относиться к Богу надо даже жалеючи. Ведь Он уничижается и далее — до мук и смерти. И даже по Воскресении и Вознесении оставляет нам Себя под видом хлеба и вина, под видом самых простых вещей. Так кроток Господь!
Господь пришёл остановить текущую реку смерти, которая текла от Адама до Предтечи.
Свящ. Сергий Сиротин
проповедь в дни празднования Крещения Господня
21/01/2024