Проповеди

«В будущем этот день станет одним из главных наших праздников»

7 февраля 1918 г. по новому стилю в Киеве был замучен митрополит Владимир Богоявленский. Когда эта весть пришла в Москву, где проходил Поместный Собор Русской Православной Церкви, члены Собора решили ближайшее к 7 февраля воскресенье сделать днём поминовения всех тех, кто ещё пострадает за веру. Все понимали, что таковых будет ещё много. 

Архиерейский Собор 2000 года это решение Поместного Собора 1917-1918гг. подтвердил, но уже не как день поминовения, а как день прославления, день памяти всех, теперь уже пострадавших за Христа за годы безбожия. На том же Архиерейском Соборе и состоялось прославление сонма наших новомучеников и исповедников.

 

Сегодня мы совершаем один из самых главных праздников в Русской Православной Церкви — память святых новомучеников и исповедников Российских. Их подвиг пришёлся на лихолетие безбожной советской власти и принёс нашей Церкви сонм святых, в разных чинах призванных: цари и князи, монахи, мирские, священники.

Для нашей страны — я уверен — в будущем этот день станет одним из главных, основных праздников. Сейчас мы ещё в состоянии некоего одурения, у нас Новый год, 8 марта… Но главные наши праздники ещё не очень замечаются.

То, что сделали новомученики — очень важно для нас. Церковь живёт на крови мучеников. Ими утверждается и поддерживается. Не случайно в системе росписи православного храма место мучеников — столбы храма! На них держатся своды всего здания. Очень образно и символично.

Наши новомученики, не соглашаясь с безбожием, стоя за Христа всей своей жизнью, дали возможность Церкви жить дальше. Ведь, прогнись они в обновленчество, в предательство — было бы что угодно, но уже не Церковь.

Какое удивительное лукавство: Соловецкий монастырь — жемчужина русского православия, символ величия страны и её людей. Сняты кресты и монастырь делается большой тюрьмой, Соловецким лагерем особого назначения, сокращённо СЛОН — одним из самых страшных, а может и самым страшным местом. Каково узникам Соловков — верующим людям, часто священникам и епископам — было смотреть, как сами же русские люди топтали величие своей страны, насмехаясь при этом и улюлюкая?..

Страдание — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Те, кто связался плотскими похотьми и страстьми, не имеют права предстоять пред Лицем Божиим. Человечество страдает с самого изгнания из рая. Страдание — наследие греха.

Но иногда — и мы не должны этого боятся и смущаться — по попущению Божию эти страдания увеличиваются.

Они перестают быть должными, а становятся — выбором.

Где ты сейчас, выйдя из храма? Со Христом? Если да, то пойди и докажи это, если надо.

И мы должны себя так проверять, соотнося свою жизнь с жизнью наших недавних предков. Понимаем ли мы Святыню Таинств, Святыню Церкви, богослужения? Или мы в сиюминутных святыньках, наших мыслишках, суетных делишках?

Новомученики хорошо показывают грань эту между суетным и вечным. И если есть их почитание — значит движемся мы в правильном направлении. А если нет, то приходится возвращаться на тот путь, который мученики нам указывают.

В воскресном Евангелии мы читали о слепце, которого исцелил Господь. Интересно, что Христос слепыми не называет людей, которые не видят физиологически. Слепыми он называет тех, кто, имея орган зрения, духовно слеп. Тех, кто идёт не туда, а за собой ведёт других, и все они вместе погибнут, как мы помним из Евангелия.

Очень похоже на нашу историю. Ослепли вожди, повели за собой других и всё порушилось, всё сокрушилось. Увы, но и сейчас мы этого не лишены.

Евангельское зрение, зрение святости, правильное понимание святыни — необходимо для продолжения жизни.

Нужно быть близкими к нашим мученикам.

 

Свящ. Сергий Сиротин, проповедь в день памяти Новомучеников и исповедников Церкви Русской, 4/02/2024

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button