Проповеди

«Богу нельзя вернуть билет»

Притча о Страшном Суде — колоссальна. Она содержит в себе огромное количество смыслов.
Прежде всего, это притча о тех пределах, которые Господь положил человеку. Сотворив, Он не отправил его на землю, не запустил в космос. Бог поселил человека в раю, который был насаждён на Востоке. Более того, Господь определил человеку заповедь — вкушать и не вкушать определённое.
После грехопадения Господь так же положил человеку пределы существования, изгнав его из рая. Рай стал недоступен. Свой предел был положен и жизни человека — смерть.
Есть предел и историческому времени. Это — Страшный Суд.
И делам человеческим Господь положил предел. Они когда-то закончатся и будут с каким-то знаком, с «плюсом» или «минусом». И это непреложно, как непреложна смерть, как непреложно быть человеку мужчиной или женщиной. Дела наши закончатся и определят, справа или слева от Агнца окажемся мы.
Господь говорит о Страшном Суде, как о пределе времени, как о пределе истории, как о пределе дел человеческих. Это будет Второе Господне Пришествие, когда Господь придёт как Пастырь. Это предельное пастырство, когда нет уже покаяния, нет той пастырской любви, но есть пастырская правда. Правда о том, как жил человек.
Эта притча ещё и о страдании. Согрешая, человек добавляет в этот мир боли и страдания, часто — невинного. Простой пример: люди могут снимать непотребное видео, а пострадает ребёнок, который это увидит.
Господь оказался в эпицентре этого страдания — невинный, безгрешный. Почему Христа убили, почему Его распяли? Причина — грехи человеческие.
Почему, накормив, напоив, посетив — мы делаем это Господу? Потому что Своим Страданием Господь присутствует в страданиях других, потому что Он Сам разделил со страдающим человеком этот путь — путь боли, унижения, предательства. Грешат все, а страдают больше всего дети. Грешат все, а страдают мученики, расстрелянные на Бутовском полигоне…
Если человек разделяет евангельские истины, то он будет там, где страдание. Потому что такой человек понимает, что именно там Христос! Быть в стороне от болеющих людей, быть в стороне от погибающих людей, быть в стороне от страдающих людей — значит встать по левую сторону от Господа. Если душа человека никак не содрогается от боли и горя, окружающих нас, то человек не видит и Господа Иисуса Христа в этом мире. Христианин ли вообще этот человек?
Потому Суд и Страшный. Мир не может быть безрелигиозен. В мире нельзя занять какую-то срединную позицию. Человек либо с Богом, либо против Него. Либо по правую сторону, либо по левую. Нельзя, как Иван Карамазов, вернуть Богу билет. Это бунт против Бога, как и ответил брату Алёша. Это богоборчество. Билет уже куплен, и мы уже в поезде. На Страшном Суде уже нет времени для покаяния, уже нет времени что-то сказать, да Господь уже и не спрашивает, Он уже говорит Сам, как Пастырь. Раньше можно было покаяться, спросить, возможно, поспорить, доказать. Но делам нашим, жизни нашей, истории нашей положен предел и наступит время, когда нужно будет отвечать за то, как мы жили, как мыслили.
Гимнограф в стихирах на «Господи, воззвах», понимая неизбежность Суда, понимая невозможность что-то там исправить, описывая ужас и агонию человеческой души, в конце каждой стихиры просит Бога уже сейчас наставить, вразумить, простить, привести к правой стороне.
Притча о Страшном Суде — и о покаянии. Мы далеко не всегда сами знаем, в чём каяться. Потому просим Бога о вразумлении, о просвещении нас, чтобы видеть свой грех и оплакать его.
Притча читается за неделю до Великого поста, когда мы отлагаем наши сугубо житейские попечения, когда отлагаем пищу, которая нас расслабляет. Читается она сейчас, потому что найти себе «тёплый уголок» не получится. Мы должны знать, что есть только две стороны от Агнца — правая и левая, и либо мы с овцами, либо с козлищами.
Мы должны стать соучастниками человеческого страдания, которое в пределе — страдания Господа. Великий пост закончится страшной неделей, когда Господа убьют беззаконно, гнусно, страшно. Но страдание Его преобразуется в Пасху и Воскресение.
Мы же, делаясь участниками страдания Христа, делаемся участниками и Его Воскресения.

 

Свящ. Сергий Сиротин

проповедь в неделю о Страшном Суде

10/03/2024

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button