«Вера всегда способна на поступок»
Друзья не побоялись, не постеснялись, не смутились, но совершили дерзновенный поступок, чтобы болящего друга принести к Господу. Их вера — это поступок.
Вера всегда способна на поступок. Мы читаем часто об этом в житиях святых. Вот и Севастийские мученики в студёном озере мартовской ночью. Или Антоний Великий услышал евангельское чтение и на всю жизнь ушёл в пустыню. Так поступали и многие другие, услышав призыв Господа, оставляли суетное житие и шли за Богом.
Четверо друзей не побоялись предстать перед Господом. Это важно — то, как мы предстанем перед Богом. Можем ли мы это сделать? Видим ли мы за благодатью, которую Бог даёт нам, Самого Христа? Или, может, у нас появляется прагматичное желание использовать Церковь и Таинства в личных целях?
Однако, в Церкви мы ищем Самого Христа. И должны находить Его, видеть, ставить себя — немощных, скорченных, разбитых недугами — перед Ним, как сегодняшний расслабленный.
В этом смысле это очень яркий постовой ряд: постом мы делаем себя как бы мёртвыми, расслабленными и такими представляем себя перед Господом. Что нас может спустить к ногам Спасителя, как сегодняшнего расслабленного? Только добродетели: вера, надежда, любовь, милость… Вот и пытаемся мы пройти этот путь Великим Постом.
Но в событии, о котором мы читали сегодня в Евангелии, были и ещё люди. И между ними и пятью друзьями нет середины. Мир в этом месте делится ровно пополам на тех, кто хочет быть со Христом и готов на поступок ради этого, и тех, кто пропустил Бога мимо себя.
Можно так жить, что ты даже не заметишь Господа, Который был рядом. Не заметишь Бога, Который «на водах повесил всю землю неудержимо», Которого трепещут Херувимы и Серафимы, Которому предстоят легионы ангел… Всемогущего Бога можно не заметить, как не заметили Его книжники. Они были очень начитаны, они досконально знали Писание, знали, Каков должен быть Мессия и как Он должен прийти в мир. Но Самого Бога они пропустили.
Пятеро друзей, стремившихся к Богу и книжники да будут нам примерами и ориентирами, куда нам надо двигаться.
Нужно иметь веру, не бояться поступка жить по-Божиему в любой ситуации. В посте не бояться, что здоровье не позволит. Пост — это то немногое, что мы можем принести нашему Господу. Не правда, что лучше есть мясо, но не есть человека, как модно приговаривать в православных кругах. Наоборот, отлогая нашу привычную жизнь в сторону, мы заявляем о том самом поступке. Это манифест о том, что мы хотим быть с Ним, что мы хотим так же стать расслабленными и предстать перед Его ногами.
Поступок может быть разным. Кто не совсем честно живёт, то, может, надо сделать предложение человеку рядом и вступить в законный, честный брак? Или поступок — это простить того, с кем давно поругался.
Дорогие, середины нет. Мы либо на одной стороне, либо на другой, как и в притче о Страшном Суде, которую мы вспоминали незадолго до начала Великого Поста. Либо мы в числе друзей расслабленного, либо с книжниками, исполненными постоянного ропота, которым всё не так: не так устроили, не так сделали, а было по-другому и так до бесконечности. Ропот этот поднимается до небес и не даёт видеть главное — Господа в Его Церкви.
Свящ. Сергий Сиротин.
Воскресная проповедь 31/03/2024