«Наша свобода постоянно находится в уязвимом состоянии»
Крещение как одного человека, так и всего народа — это всегда событие вселенское, событие космическое. Это событие, которое не является просто точкой в истории или параграфом в учебнике. Это событие библейское, оно сродни сотворению мира, сотворению человека. Господь говорит в Евангелии, что если человек не родится от воды и Духа, то не сможет войти в Царство Небесное. Значит, Господь крещение делает условием спасения.
Господь Иисус Христос умер и воскрес. Так и человек в крещении умирает со Христом и восстаёт с Ним, уже как новая тварь. В крещении мы приобретаем ту же жизнь, что и Христос после смерти, мы входим в неё.
Так же происходит и с целым народом, который жил во тьме, поклонялся идолам. Князь Владимир был в своём идолослужении человеком ревностным. Идолослужение — оборотническая религия, когда всё делается наперекор Богу, наперекор Его заповедям. Жизнь князя в язычестве — тому пример. Интересно и то, как изменилась жизнь его после обращения ко Христу: он даже перестал судить разбойников!Он всех прощал. Народ взмолился уже: «Князь, ты правь! Должен быть суд». Сначала суд, а потом уже милость, так и Господь говорит в Евангелии.
Был князь совершеннейшим волком, а стал кротким ягнёнком.
Много есть на земле народов. Каждый из них живёт по-своему, каждому Господь дал какой-то свой дар. Но богоизбранность, возможность иметь крещение, возможность иметь богослужение, возможность причащаться и почитать истинного Бога даны не всем народам. И удивителен тот народ, кто это имеет в себе. То, что князь Владимир дал нам — это чудо.
Мир, который устроил Господь — прекрасен. И вера в Бога, устроившего этот мир, тоже должна быть красива, и богослужение должно быть красиво. Как пример можно представить языческое богослужение — оно уродливо, ужасно, безобразно. Богослужение православной же Церкви — красиво. Для нашего народа князь принял именно красивую веру. Красота должна сопутствовать нашей вере.
В крещении мы переходим из жизни прошлой в жизнь новую. Но борьба, которую ведёт дьявол, не прекращается. Дьявол продолжает бороть человека.
Наш Господь последователен и благороден. Он никогда не использует Своё всемогущество просто так, но только тогда, когда Его об этом просят, когда это нужно. Потому мы и просим всегда: «Господи, помоги!», «Слава Богу!», и этим как бы постоянно подтверждаем свою веру, своё упование, свои обеты, которые мы дали в крещении. Наша вера во Христа, в Троицу Единосущную и Нераздельную не является статичной. Всё меняется, меняется человек даже в течение одного дня, не говоря уже о годах, периодах жизни. И свою веру мы должны всё время подчёркивать, подтверждать, какие бы искушения нас не тревожили, какие бы мысли нас не бороли. Потому и говорит апостол Павел: «Непрестанно молитесь!». Нельзя помолиться один раз, причаститься один раз. Потому что это испытание нашей свободы. Наша свобода постоянно находится в уязвимом состоянии, на неё постоянно посягает дьявол и его тёмные силы. Наши непрестанные воздыхания к Господу направляют нашу свободу в нужное русло. Наши непрестанные молитвы восстанавливают наше крещение и данные в нём обеты, которые мы постоянно попираем грехами.
Крещение всего нашего народа, принятое через князя Владимира, тоже постоянно попирается нами. Те идолы, — пишет свт. Николай Сербский — которых сокрушил князь и сбросил в Днепр, всегда будут хотеть реванша, всегда будут показывать свои мерзкие рыла. Нужно помнить об этом. Нужно постоянно доказывать своё крещение, постоянно напоминать себе и показывать дьяволу, что на его тёмные дела мы не согласимся. Хоть и дана нашему народу богоносность, мы должны её постоянно удерживать, оберегать, защищать, согревать.
Будем тверды, дорогие, в нашей вере, в наших упованиях. Будем славить Бога за дарованное нам крещение и богоносность. И будем помнить, что мы должны приносить Богу свою свободу.
Свящ. Сергий Сиротин
проповедь в день памяти святого князя Владимира
28/07/2024