«Чем больше грешим, тем больше слепнем»
Мы читали Евангелие о том, как Господь исцеляет двух слепых, которые называли Его Сыном Давидовым (Мф.9:27–35). Испытав их веру, Господь исцеляет их.
Фарисеи же, видя чудеса Спасителя, говорили, что Христос «изгоняет бесов силою князя бесовского».
С одной стороны эти несчастные люди, лишённые телесного зрения, или немые, или хромые, а с другой — злоба и слепота духовная, неверие очевидному чуду. Вообще, когда появляется Господь в евангельской истории и в нашей жизни, мир делится на две части. Серединки не бывает. Либо человек с Господом, либо — против.
Тема слепоты и зрения проходит через всё евангельское повествование. Апостол Иоанн Богослов тему эту даже усиливает, заостряет. Он говорит о тьме и свете. Тема Света, пришедшего в мир — так он называет Христа («и нет в Нём никакой тьмы» 1 Ин, 1:5) и тема тьмы — те, кто не приняли Его, не увидели не только телесными очами, но и внутренним зрением.
В сегодняшнем Евангелии противопоставляются очи телесные и очи душевные. Слепые увидели Господа, а зрячие — нет.
Слепота может быть духовной, что страшнее, как мы видим. Сам Господь говорит о них: видят и не веруют.
Зрение внутреннего человека может рассмотреть Господа. Оно видит того, кому плохо (вспомним притчу о милосердном самарянине). Эти очи способны полюбить, способны увидеть в другом человеке ангела. Господь это зрение ставит выше, чем зрение физическое. Значит, то, что мы этим зрением видим — бОльшая правда.
Мне кажется, что мы, встретив Господа в земной жизни, обрадовались бы. Как Лука и Клеопа, когда Господь уже исчез от них, сказали: не радовались ли мы, когда Он был тут (Лк. 24:13-35)? Их очи были чисты и, не узнавая Господа телесными очами, они чувствовали Его внутренними, и радовались.
Так бывает и у нас: не видим Господа, но радость посещает, потому что рядом Он.
Но бывают ситуации, когда мы лишаемся этого зрения. В первую очередь, когда мы согрешаем. Свет тогда в нас меркнет, и мы внутренне слепнем. Грехи не дают нам видеть очевидное, мы перестаём жить духовной жизнью. Это зрение, как и зрение телесное, может падать пропорционально совершаемым нами поступкам. Чем больше грешим, тем больше слепнем. Когда человек своими поступками совсем отходит от Света, то очи меркнут, и он не в состоянии ни святыню почувствовать, ни добро, которое есть в мире, уж тем более сам он не в состоянии сподвигнуться на то добро. Такой человек видит только зло в других и вокруг себя. Последняя стадия этого пути — когда человек себя ставит на место Бога и всё, что в нём есть, считает божественными проявлениями, движения своей грязной души делает религиозным культом. К такому человеку уже не достучаться.
Пока же мы ещё на пути, пока до нас ещё можно достучаться, пока лучи Света могут ещё коснуться наших слепнущих очей, обратимся к нашему Врачу с просьбой вернуть нам зрение. Попросим Его о возможности видеть не соринки в глазах ближних, но видеть в них ангелов, а в своих глазах разглядеть брёвна. Попросим Бога очистить наши глаза от них, чтобы стали глаза ясными и чистыми.