Проповеди

«Преображение было не только для учеников, чтобы укрепить их веру, но и для нас с вами»

Сегодняшнее событие — Преображение Господа нашего Иисуса Христа — произвело неизгладимое впечатление на свидетелей — трёх учеников, бывших при этом. Они почувствовали, вероятно, то, что чувствует человек, когда мир перестаёт быть расколотым грехом, и всё встаёт на свои места. Они почувствовали единство мира и себя в нём. Они увидели во Христе просиявшее сквозь Его плоть Божество.
Преобразившись, Господь первый раз говорит ученикам о грядущем страдании. Он просит не рассказывать их никому об увиденном, покуда не случится это. С этого момента Спаситель мира начинает путь на Голгофу. В этом смысл Преображения. Фавор и Голгофа похожи, они перекликаются между собой.
Свет Божий на Фаворе сменился тьмой Голгофы. Глас Божий сменился гласом воина, исповедавшим Распятого Сыном Божиим. Одежды, просиявшие на Фаворе «яко свет», на Голгофе были заменены на «червленую хламиду» (слав.). По обе стороны от Спасителя при Преображении были пророки Моисей и Илия, а на Голгофе — разбойники. Небольшое время разделяет эти события, но сколько перекликается в них.
Когда уже случилось всё, когда Учитель, родной и близкий Человек, Друг был так поруган, ученики вспомнили про Преображение. В своём послании ап. Пётр сегодня нам напомнил об этом.
Преображение было не только для учеников, чтобы укрепить их веру, но и для нас с вами. Мы, идя нашим христианским путём, подвергаемся унынию, иногда нечувствию. Мы повергаемся ниц, когда обступают обстоятельства, всё рушится, приходят беды, нестроения семейные, внутренние… Мы, как и ученики на Голгофе, погружаемся в этот хаос. Тогда надо, как и они, вспомнить Фаворский Свет, Свет Божества, преображённое лицо нашего Господа. И станет всё понятно: куда мы идём, к чему стремимся, кто мы. Не важно, что сейчас нам тяжело и страшно, ведь мы знаем, Кто наш Господь!
Это видно в православной аскетике. Когда человек борется со своими страстями, он претерпевает и уныние, и богооставленность, и многое-многое другое. Но учение о нетварном фаворском свете возникает именно в монашеской среде, где предел борьбы очень высок, где накал высок. Конечно, для подвижника есть большое утешение — видеть Свет Фаворский, лицезреть его, им утешаться. Так и должно быть.
Мы с вами не подвижники и Фаворский Свет, наверное, не видим. Но безусловно, что в нашем богослужении, в Евхаристии мы его чувствуем, мы его осязаем, мы его причащаемся, он рядом с нами. Потому что постоянно в храме мы готовы воскликнуть: «Хорошо нам здесь быти!».
Сегодня, освящая плоды, мы святим Имя Божие, прославляем Отца нашего Небесного, благословляющего из года в год нам урожай, Который питает нас, милует, греет. И снова мы сподобились от Него такой милости, слава Богу!

Свящ. Сергий Сиротин, проповедь в праздник Преображения Господня

19/08/2024

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button