Авторская колонкаДвунадесятые праздники

Иконография Рождества Христова

Марина Сиротина

Икона – это всегда богослужение в красках. Символически, образно икона выражает основы учения Церкви о событии, отображает литургические традиции. Икона неразрывно связана с текстом Евангелия.
Празднование Рождества Христова установилось в 4 веке. До этого праздновался праздник Епифании (в переводе «Богоявление»), где вспоминались события Рождества, Крещения и первого чуда Спасителя в Кане Галилейской.
4 век – эпоха арианской ереси, которая была разгромлена на I Вселенском Соборе. Изобразительное искусство всегда отвечает духу времени, и в церковном искусстве это особенно заметно. Отдельное празднование Рождества, акцент на теме рождения Христа по плоти – есть ответ художников на споры эпохи.
Самые первые изображения события Рождества – фрески катакомб и скульптуры саркофагов. На ранних изображениях Богоматерь изображена часто сидящей, что подчёркивало безболезненность рождения Божественного Младенца. Такой вариант сохранится и в некоторых более поздних памятниках церковного искусства.

 

Катакомба Сан-Себастиано, Рим, 2 век.
Катакомба Сан-Себастиано, Рим, 2 век.

На этой фреске Богородица с Младенцем на руках изображены в античной традиции, тогда ещё полностью царствовавшей в молодом зарождающемся христианском искусстве. Античные мотивы и образы навсегда останутся в искусстве Церкви, но будут переплавлены в совершенно новое искусство. На сцену Рождества указывает Звезда. А на Звезду указывает юноша. Это персонаж, который заставляет нас взглянуть на Звезду, обратить на неё особое внимание.

 

 

 

 

Рождество Христово. Миниатюра.

В 5 в. Богородица начинает изображаться лежащей, что, наоборот, говорит о рождении Спасителя как подлинного человека, о неизбежных родовых муках. 5 век – эпоха христологических споров, споров о природе Христа. Жест Богородицы, Её образ иногда показывают усталость, Она даже может быть отвернувшаяся от Младенца.

В последствии, когда не стало необходимости акцентировать тот или иной догмат, положение Богородицы в иконе Рождества Христова может быть и сидящим и лежащим. Это зависит от той мысли, которую несёт художник, от композиционных задач. Во фресках силуэт Богородицы может быть более свободным, более сложным. Во фреске вообще больше композиционной свободы.

 

 

 

Богородичная церковь, монастырь Студеница, Сербия, 14 в.
Богородичная церковь, монастырь Студеница, Сербия, 14 в.

 

В этой фреске есть одр — знак того, что Пречистая Матерь лежит, символ Её отдыха после родов. Но Богородица будто не может лежать, Она припала к новорождённому Младенцу. Этот жест тоже очень человеческий, очень трогательный и так знакомый всем мамам. Он как будто иллюстрирует слова Писания: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому
что пришел час ее; но когда родит младенца, уже
не помнит скорби от радости, потому что родился
человек в мир» (Ин, 16:21)

 

 

На этом фрагменте жест Богородицы выражает крайнюю усталость.

Фреска монастыря Дечаны, 14 в, фрагмент
Фреска монастыря Дечаны, 14 в, фрагмент

И здесь полулежащая Пресвятая Богородица нежно кутает Младенца.

Фреска, монастырь Дечаны, Сербия, 14 в.
Фреска, монастырь Дечаны, Сербия, 14 в.

Всегда в иконе Рождества присутствует праведный Иосиф. Он всегда сидит задумавшись. Его поза показывает раздумья о происхождении рождённого Младенца. Икона передает разные смыслы праздника, разные темы, прочитывающиеся в Евангелии. Часто святой Иосиф сидит, отвернувшись от пещеры с Богоматерью и Младенцем. Он весь погружён в свои размышления. И в православной иконографии Иосиф всегда отдельно от Марии и Христа, что подчёркивает его непричастность к рождению Младенца обручённой ему Марией.

На фреске из сербского монастыря Дечаны святой Иосиф справа внизу, смотрит в сторону пещеры на происходящее в молчаливом удивлении.

Рождество Христово. Миниатюра
Рождество Христово. Миниатюра

А здесь святой Иосиф спиной к пещере, согнувшись, подперев голову рукой. Какой выразительный его образ! Он смущён, он думает!

В иконах Рождества всегда изображается пещера, как место рождения Спасителя. Однако, в Евангелиях пещера не упоминается, а упоминается в апокрифическом Евангелии Иакова. Но чёрный свод пещеры прочно закрепился в иконографии праздника. Потому что такое изображение пещеры становится символом. Символом рождения Царя Израилева не в царских палатах, а в месте, совсем для этого не приспособленном. Пещера напоминает нам, что Бог наш мог родиться так смиренно, что Он пришёл царствовать не на земле, а позвать в Своё Царство нас.

Икона Рождества из монастыря св. Екатерины на Синае
Икона Рождества из монастыря св. Екатерины на Синае

На новорождённого Младенца во всех иконах смотрят вол и осёл. По иконе часто бродят овечки, они идут вместе с пастухами к пещере. О пастухах мы читаем в Евангелии (Лк. 2:8-20). А вот вол и осёл в Евангелиях не упоминаются, но прочно закрепились в иконографии праздника Рождества. Их изображение отсылает нас к пророчеству Исаии: «Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3). Святитель Василий Великий так толкует этот стих пророчества: «…под образом вола представляется Израиль, а под образом осла – простой народ». Простой народ – это язычники, понимаем мы, люди, не знающие Единого Бога. Но и они стоят у яслей Господина Своего.

 

 

Мозаика, монастырь Осиас-Лукас, Греция, 11 век
Мозаика, монастырь Осиас-Лукас, Греция, 11 век

Часто в иконе Рождества присутствует сцена омовения Младенца. Об этом не говорят ни Евангелия, ни апокрифы. А происходит эта сцена из позднеантичных биографических циклов. И здесь мы видим, что наследие античности не исчезло и не могло исчезнуть. Художники впитывали в себя это наследие, на нём учились, его приспосабливали под новое учение, под новые задачи. И сцена омовения, заимствованная из античных образцов, в очередной раз акцентирует внимание на подлинном рождении Спасителя по плоти, ибо каждый младенец, родившись, нуждается в омовении. И Божественный Младенец – не исключение из правила. Так Господь «исполняет всякую правду» (Мф, 3:15).

Мозаика, Сицилия, 12 в.
Мозаика, Сицилия, 12 в.

Обязательно в сценах Рождества изображаются ангелы. О них говорит Евангелие. Ангелы славословят, говорят с пастухами, указывают волхвам путь. Очень разнообразны иконы Рождества Христова. Бывают очень подробные, бывают довольно «скупы» на детали. Смысл от этого не меняется. Богатство образов вызвано фантазией художников.

Волхвы. В монументальных изображениях, фресках, мозаиках, они нередко оказываются включёнными в композицию Рождества. В иконе встречаются чуть реже за счёт размера. Но нередко сцена поклонения волхвов вообще выносится в отдельную композицию, так бывает в росписях. А, например, в росписях Ферапонтова монастыря Дионисий вообще посвятил волхвам целых три сюжета! На одной композиции они скачут за звездой.

Росписи Ферапонтова монастыря. Дионисий.
Росписи Ферапонтова монастыря. Дионисий.

На другой подносят дары Младенцу.

Росписи Ферапонтова монастыря. Дионисий.
Росписи Ферапонтова монастыря. Дионисий.

На третьей «иным путём отыде в страну свою»

Росписи Ферапонтова монастыря. Дионисий.
Росписи Ферапонтова монастыря. Дионисий.

 

Марина Сиротина

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button