Проповеди

«Если мы — последователи Креста Господня, то страдание должно быть нам понятным и ясным»

Чин праздника Крестовоздвижения нам хорошо знаком, мы повторяем его не один раз в год: изнесение Честных Древ, Крестопоклонная неделя, Воздвижение Креста Господня. Такое явление совершенно не случайно.

Константин Великий положил много сил, чтобы найти Крест Господень. Почему? Необходимо было что-то положить в основание государства и жизни, необходимо было такое оружие, которое на века. Обретённый Крест Христов и стал таким основанием для империи. То, какой сложилась Византия, удивительно и уникально! Такого больше не было и, возможно, никогда не будет. К 6 веку Византия достигла единения Церкви, людей и государства. Нравственность, богословие, монашество были одним целым. Посмотрите на наше современное общество. Где у нас монашество? Где-то на периферии жизни. А в Византии это было очень важное явление жизни, оказывающее влияние на государство. Представьте, что монашество было фактором государственной жизни! То же касалось и искусства, например. Собор Святой Софии в Константинополе — не случайное, но закономерное явление.

Интересный факт истории поисков Креста Господня: на том месте, где он был закопан, стоял храм Венеры… Язычество имело ещё сильное влияние, хоть и были уже христиане, священнослужители, епископы. В этой массе различных веяний, настроений святой царь Константин задал вектор развития — он нашёл Крест и поставил Его, восстановил и утвердил, свергнув капище римской богини. Крест был показан всем, он был вознесён для всеобщего поклонения, напоминания о том, кто мы и где мы.

Что такое Крест в жизни каждого человека? Мы крестимся, принимая святое Крещение. Кстати, это особенность именно нашего языка, потому как в греческом языке синонимом является слово «погружение», а русский язык назвал это Таинство Крещением от слова Крест.

Крест мы носим на теле как знамение победы Господа. Победы очень своеобразной… Ведь Крест был оружием позора. Грех, наверное, очень радовался, видя, как Бога убивали на кресте. Он праздновал свою победу. И победу очень паскудную, потому что крестная казнь была самой страшной и самой позорной, ей подвергали страшных разбойников. И как радовался и плясал ад, видя умирающего на нём Творца Вселенной!

Но Господь этот позор сделал Своей славой, уготованной Ему от создания века. Вчера в паремиях мы вспоминали многочисленные прообразования Креста в Ветхом Завете. Это и опускание древа в воду, от чего она стала сладкой, и возложение крестообразно рук Иакова на своих детей, и вознесение змия в пустыне на древе…

Господь вернул нам древо жизни, утерянное в раю. Господь вернул нам и плоды этого Древа Жизни — мы причащаемся Тела и Крови Христовых.

Крест — это основание всего. Это основание жизни и общности людской. Это основание Церкви. «Крест — это красота Церкви», — пели мы на Всенощном бдении.

В молитвах мы обращаемся к Кресту, как к живому существу, как к собеседнику. И это не поэтический ход. Это такое чествование Креста, что Он делается как бы личностью. «Кресте Честный», «Кресте Святый», — мы Его называем. Звательный падеж употребляется как к живому существу.

Еще один важный аспект. Крест — это страдание.

Помните, в «Преступлении и наказании» был такой персонаж — маляр, который почему-то неожиданно принял на себя вину Раскольникова. «Нужно пострадать», — говорил он.

Русский человек хорошо это понимает. Русский человек очень связан с Крестом Господним. Русский человек очень церковен по своей природе.

Мы обычно в жизни стараемся всячески избежать страдания, уйти от него. Но так не будет. Если мы — верующие люди, если мы — христиане, если мы — последователи Креста Господня, то страдание должно быть нам понятным и ясным. Господь сказал смерти да, Господь принял тяжелейшие муки, и мы не можем этого отрицать! Мы не можем сказать, что страдание Христа — это нас, немощных и слабых, не касается.

Каждый берёт свой крест и либо следует за Господом, либо нет. А крест — это всегда страдание. Оно может быть очень разным. Мы с трудом несём (или вообще не несём) свои изъяны, страсти. Мы не можем или не хотим нести своих близких. «Это сплошное страдание», — думаем мы.

Но нам, видевшим сегодня всемирное воздвижение Креста, разве не надлежит последовать за Господом? А путь Господа всегда к Воскресению, но всегда через Голгофу со Крестом.

Жители империи хорошо всё это понимали. Византия не жила спокойно. Они постоянно испытывали набеги варваров, империя постоянно воевала, терпела осады своих городов. Но люди понимали, почему они страдают. Потому что они — христиане. Он берегут Церковь, охраняют Её.

Мы должны помнить, что не к комфорту и беззаботности призваны. Крестом Господним мы призваны к страданию. Каждый на своём месте, неся свои страсти и недостатки.

Если во главу нашей жизни ляжет Крест, положенный когда-то святым Константином, то совершенно изменится и наша жизнь. Она не станет лучше или комфортнее. Но она перестанет быть греховной.

Пока капище Венеры не будет свергнуто, пока Крест не будет всемирно воздвижен — нет нам успокоения.

 

Свящ. Сергий Сиротин,

проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня

27/09/2023

 

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button