«Господь всегда опережает нас на несколько шагов»
Кто действующие лица притчи, которую сегодня мы читали? Два сына. Младший из них берёт от Отца всё, ему причитающееся, и уходит «на страну далече».
Есть ещё два действующих лица. Отец. Толкование связывает Его с Богом-Отцом. Но в христианском искусстве есть изображения этой притчи, где сына принимает Спаситель Иисус Христос (мы узнаём Его по кресчатому нимбу, надписи, традиционной для иконографии Христа одежде). Отец и Сын — одно.
И есть ещё один человек в этой притче, который был на той самой «стране далече». Блудный сын — несчастный человек, который весь истерзался страстями, который всё, что у него было, всё, что дал ему Бог, все таланты — всё источил.
Сын чего-то искал, но не нашёл. В этой далёкой стране он пытался найти какую-то опору. Он ушёл от Бога… К кому он в итоге пришёл? Он пришёл к этому человеку «на стране далече». Кто это? Конечно, диавол. Диавол отнимает у человека всё, что у него есть, всё, что дал ему Бог.
Что такое «жить блудно»? Это «заблудиться». Перестать понимать, где ты находишься, что делаешь, куда идёшь. На какие верстовые столбы ориентироваться? Стоит только заблудиться, отойти от Бога, как тут же приступит диавол. Он всё забирает, но всё равно человека не оставляет, а посылает его пасти свиней. Это образ самого-самого дна, самой-самой грязи моральной, духовной, физической.
Человеческая натура всегда вопиет о свободе. Свобода, равенство, политические свободы… Притча о блудном сыне чётко показывает, что такое свобода. Свобода от Бога — когда человек говорит: «Я забираю своё и ухожу, Господи. Оставь меня в покое». Господь оставляет человека в покое: «Ты свободен, вот твоя часть имения, иди». Человек думает, что он оторвался от Бога, что он свободен от обязательств, живёт себе в радость. А оказывается в результате этой «свободы» у ног диавола, в полном рабстве, безо всего. И идти ему уже некуда.
Выход от этой диавольской «свободы» только один: к истинной божественной свободе. Как Бог принимает человека! Сын думал, что это он одумался и идёт навстречу. Но Господь всегда опережает нас на несколько шагов! Всегда Господь опережает наши мысли и помышления. Мы только подумали, а Господь уже выбежал нам навстречу, Он уже рядом, Он уже приготовил перстень на руку и лучшую одежду для нас с вами.
Есть второй брат. Оба брата — это два проявления одной и той же человеческой природы. Человек вернулся к Отцу, воцерковился, причащается, жизнь его не «на стране далече», а рядом с Отчим домом, возникает такое, возможно, фарисейство. Мы перестаём радоваться об Отце (решения Отца для старшего сына ничего не значат, он будто и не видит Отца), мы привыкаем к святыне, привыкаем к Церкви и перестаём различать, где верх, где низ. Взгляд наш замутняется… Пост и покаяние помогут отряхнуть с себя этот налёт чванливости, гордости, забвения. Помогает вспомнить, как говорят святые отцы, свою первую любовь по отношению к Богу и к Церкви, ведь когда-то же она случилась?! Чтобы мы вместе с Отцом простили нашим ближним то, что, нам кажется, простить невозможно. Чтобы мы были почтительны к Отцу, к Хозяину Дома, ведь если этого нет, то грош цена нам как христианам.
Будем помнить, что стоит нам забыться, стоит отойти от Отца, заблудиться, как «на стране далече» нас встретит человек, который ищет нас поработить.
Бог, как Творец человека, постоянно промышляет о его спасении, о его наследстве жизни вечной. Но наши дела, являясь проявлением нашей свободы, влияют на отношения с Богом, они просто так не проходят, они не остаются без последствий. Задумаемся о нашей жизни, поставим себя в эту притчу: кто я в ней? кто для меня Отец? кто из братьев я? где я? В Доме Отца, рядом с ним или на пути в «страну далече»? И если мы отходим от Отчего дома, а так случается в нашей жизни, то пусть Господь помилует нас, примет наше осознанное покаяние, даст нам перстень и лучшую одежду и будем Ему детьми, как это и положено нам по естеству.
Иерей Сергий Сиротин
Проповедь в неделю о блудном сыне, 20.02.2022.