О вере
Сегодня мы слышали Евангелие о сотнике, который просил Христа об исцелении своего слуги.
Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:
Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.
Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.
Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;
ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.
Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.
Мф. 8:5-13
Сотник исповедует Христа как Всемогущего Господа. Он говорит Спасителю, что даже его слова слушаются подчинённые, кольми же больше Он! «Скажи слово и исцелеет отрок мой!», — говорит военачальник Богу. И Господь отвечает ему непростыми и, может даже, страшными словами: «И в Израиле не нашёл Я такой веры».
Вера сотника действительно была уникальна, потому что он не был по происхождению иудеем и не принадлежал к Церкви, которая тогда была в пределах одного народа, но слышал о Христе, и вера его по слову апостола случилась «от слышания» (Рим.10:17). Сотник распознал в Христе Бога. Распознал Его всемогущество, возможность повелевать стихиями, болезнями и прямо исповедовал свою веру. «Я верю, Господи, что достаточно только Твоего слова!»
А Церковь, по слову Спасителя, израильская Церковь, не имела такой веры… И это страшно. Ведь, если нет веры в Церкви, то что же это такое?!… Ведь Церковь – собрание верующих! Мало просто называться православными или носить определённую одежду, или совершать определённые действия. Мало быть принадлежащим какой-то одной партии. Это горизонтальное измерение, земное. А важно то, что показал нам сегодня сотник.
Свою веру мы часто путаем с чувствами. Но Господь не говорит сотнику, что за его высокие чувства Он исцелит его слугу. Господь говорит именно о вере, как о самом важном. И нам надо отделять наши чувства, умствования о Боге от истинной веры. Вера – она проста. Ей нельзя научиться. Она происходит от слышания, от внутренней чистоты, от понимания святости.
Сегодня память преподобного Амвросия, человека безусловно святой жизни, редкой и удивительной жизни. Преподобного Амвросия мы ставим в ряд наших великих преподобных Сергия и Серафима. Был такой эпизод в жизни старца Амвросия и эпизод нашей истории и культуры. Всего на два дня, на два дня и две ночи, приехал в Оптину Фёдор Михайлович Достоевский. Он видел о. Амвросия три раза. А результатом стал роман «Братья Карамазовы». Вопрос не в том, насколько точно срисовал образ старца Фёдор Михайлович, не в том, как он понимал его. Дело в чувстве святости у Достоевского. Приехал, увидел, немного поговорил… и сколько осталось в душе! Конечно, это тоже о вере. Как и сотник, только увидев, просил лишь слова, чтобы свершилось чудо. Так и тут: увидел святость и получилось чудо.
Вот и нам важно, какая наша вера: живая, как у сотника или это просто внешнее. Но Богу важно внутреннее! И если в нас не найдётся такой веры, то Господь найдёт тех, кто истинно любит Его, и они возлягут на Лоне Авраамовом. Будем помнить об этом, думать и размышлять. Будем помнить старца Амвросия, Фёдора Михайловича Достоевского и сотника, который так необычно, так интересно и живо выразил своё отношение ко Христу.
Свящ. Сергий Сиротин
Воскресная проповедь, 10.07.2022.