Проповеди

«Что мы ждём от брака?»

О многом можно подумать, послушав сегодняшнее евангельское чтение. Например. Господь в нашу жизнь входит всегда в очень простых вещах, как в жизнь тех, кому сегодня в Евангелии Он умножил хлебы. Так и в нашу жизнь Господь входит в простых вещах — в Хлебе и Вине — Таинстве Евхаристии.
Или через освящение оливкового масла — в таинстве Елеосвящения.
Мирское не должно превышать. Господь устраивает трапезу собравшимся, трапезу простую, скромную, но какую важную! И её запомнили все, кто в ней участвовал. И вот интересный момент: осталось 12 коробов хлебов — символ будущей проповеди апостолов: человеку нужно не так много, но это немногое — необходимо, чтобы Господь был в нашей жизни.

Так совпало, что сегодня выпала память величайшей святой — святой праведной Анны. С её именем связано таинство брака.
Господь изначально сотворил мужчину и женщину. Предполагалось, что жить они будут в райской чистоте, и жизнь их будет подобна ангельской. Но в мир вошёл грех. Грех этот транслировался в дальнейшие поколения, приумножался и привёл к утрате человеком райской простоты. Той самой простоты, с которой Господь входит в нашу жизнь.

Что мы ждём от брака? Каждый из нас? Или, быть может, ждал когда-то?…
Ждём мы чего-то сверхъестественного в мирском понимании. Ждём изобилия, неимоверной радости… В общем, того, что святые называют «духом мира сего». Присутствуя на бракосочетаниях, мы безумно желаем молодым денег, изобилия… Но главное в браке не это. Главное в браке — союз двух людей, мужчины и женщины, но важно там присутствие и Третьего — Бога. И если в браке есть союз трёх: Бога и мужчины и женщины, то всё получится.
Праведная Анна является здесь уникальным воплощением райской простоты и чистоты. Духовная жизнь доступна не только ангелам и преподобным, но и живущим в браке. Важно увидеть её и понять.

Приведу вам отрывок из святого Паисия Святогорца о праведной Анне и о том, как он видит союз святых Иоакима и Анны, и как этот союз отразился на всей истории человечества.

«– Геронда, расскажите нам что-нибудь о Святой Анне и о Святом Иоакиме, о Богоотцах. Как-то Вы уже начинали о них рассказывать…
– С детского возраста я относился к Святым Богоотцам с великим благоговением. Я даже просил о том, чтобы в монашестве мне дали имя Иоаким. Сколь многим мы им обязаны! Святые Иоаким и Анна были самой бесстрастной супружеской парой из когда-либо существовавших. У них совершенно не было мирского мудрования.
Именно так Бог сотворил человека. И Он хотел, чтобы люди рождались так же – бесстрастно. Но после грехопадения в отношениях между мужчиной и женщиной появилась страсть. И как только появилась бесстрастная супружеская пара – такая, каким сотворил человека Бог и каким по Его замыслу надлежало быть человеческому рождению, так родилась Пресвятая Богородица – это «истое Создание, а впоследствии от Нее воплотился Христос. Помысл говорит мне, что Христос пришёл бы на Землю и раньше – если бы раньше на Земле появилась чистая целомудренная супружеская пара, какой были Святые Иоаким и Анна.
Римо-католики впадают в прелесть. Якобы от благоговения они верят в то, что Божия Матерь родилась, не имея первородного греха. Тогда как Она не была освобождена от первородного греха, но родилась именно таким образом, каким Бог хотел, чтобы люди рождались после творения. Она была Всечистой, потому что Её зачатие произошло без наслаждения. Святые Богоотцы горячо молились Богу о том, чтобы Он даровал им дитя. И после этой молитвы они сошлись [как супруги] – не по плотской похоти, но по послушанию Богу…» (Паисий Святогорец, Слова. Семейная жизнь. Т.4)

Что был Господь для Иоакима и Анны, и что они были для Господа? Он их избрал для того, чтобы у них родилась Богородица так, как это было задумано в раю. Ведь этому нельзя было научить. Это так надо было любить Бога, любить жизнь, хотеть, чтобы в этом мире всё было чисто и прекрасно! Господь, видя такое желание человека, идёт ему навстречу.

Мы часто обывательски думаем, что путь монашеский чище и сложнее. Но посмотрите, какой чистоты и высоты можно достичь в супружестве! В браке рождается Пресвятая Богородица, от Которой рождается Господь.
Глядя на святых Иоакима и Анну, которых мы поминаем каждый день на отпусте, мы должны почувствовать эту сладость духовной жизни, близость Господа и тогда, отвергнув мирское мудрование, как пишет старец Паисий, мы сможем увидеть то простое, то малое, в чём входит к нам Христос. Простой хлеб, простые отношения мужчины и женщины, простые формы нашего общения. Давайте стараться это не пропустить, давайте стараться слышать не биение этого мира, а тихое дуновение Божиего мира, который совсем рядом. И святая Анна нам да поможет!

 

Свящ. Сергий Сиротин

Воскресная проповедь 07.08.2022 

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button