Иконография Преображения Господня
Праздник Преображения стал отмечаться в 4 веке, а окончательно служба оформилась к 8 веку, когда были составлены каноны праздника.
Первые известные нам изображения относятся к 6 веку и возникают в алтарной апсиде.
Здесь Спаситель изображён в клипеусе в средокрестии, а пророки Моисей и Илия по сторонам. Сверху — Десница Божия. А свидетели Преображения изображены как овцы.
Эпоха этих мозаик ещё изобилует подобными символическими изображениями, иносказаниями. Эта традиция тянется от самых первых памятников христианского искусства — росписей катакомб.
Мозаика 6 века в монастыре святой Екатерины на Синае изображает событие Преображения уже не в символическом виде, а в историческом, буквально рисуя слова Евангелий.
Здесь белые одежды Спасителя говорящие о том, как Он просиял. Слава и белые лучи света. Поражённые ученики. Нет только самой горы Фавор, на которой произошло Преображение.
А в миниатюре Хлудовской Псалтыри 9 века появляется гора, и очень высокая, с любовью и вниманием нарисованная художником.
В этой миниатюре сохраняются найденные уже детали композиции Преображения, но сам формат миниатюры, своего рода иллюстрации в книге, позволяют более свободно, живописно подойти к изображению. Но канон при этом соблюдён!
Необычная икона хранится в музее Берлина. Необычна она цветовым решением. Красный фон, синие нимбы — пир цвета! Но, опять же, все остальные детали композиции, смысл изображения остался неизменным. Ещё одно доказательство безграничности творческой фантазии художников, «скованных» каноном.
Гора более условна, что диктуется форматом иконы (квадрат, а не прямоугольник). Можно сказать, что одежды Спасителя здесь не белые, тогда как об этом говорит Евангелие. Но художник использовал другой приём: не делая одежды белым пятном, он делает акцент на пробелах, они светятся как будто бы одежда блестела.
В Лувре хранится вот такая мозаичная икона Преображения
Пророки Моисей и Илия беседуют с Господом, это показывают их жесты, обращённые как в разговоре, к Спасителю. И апостол Пётр говорит Учителю про кущи. Он даже очень вдохновлён, и не просто говорит, а предлагает. При этом его необычное, неестественное положение ноги показывает, что ученики поражены и от блистающего сияния Спасителя буквально разлетелись! Этот момент часто подчёркивается в иконах Преображения.
Иконография Преображения испытала на себе влияния времени. А именно исихастских споров, которые происходили во второй половине 14 века. На Афоне монахи, которые особенно благоговейно относились к молитве, творили Иисусову молитву, были безмолвниками (исихастами), сподоблялись видению Божественного Нетварного Света, того самого, Фаворского. Некоторые из итальянских монахов не верили и обвиняли афонитов в прелести. Тогда вступился за монахов-исихастов святитель Григорий Палама. А художники того времени, не оставаясь в стороне, стали изображать активные вспышки света — пробела — на ликах Спасителя, на иконах Преображения.
Конечно, в первую очередь в этом контексте нужно вспомнить Феофана Грека.
Всё в этой иконе как прежде: иконография сложилась, иконописный канон устоялся. Но что изменилось?
Апостолы в очень активных позах. Их буквально разбросало от явления Божественного Света. Они удивлены и закрывают глаза. Апостол Пётр по слову Евангелия обращается ко Христу: «Хорошо нам зде быти».
Спаситель так же в белых одеждах, но иконописец усиливает свет, добавляя золотой ассист.
Синие лучи фактически пронзают свидетелей, оставляя ярчайшие вспышки света на одеждах апостолов, будто их выхватило прожектором!
Добавлена «историческая» деталь: дорога Спасителя с учениками на Фавор и спуск с неё.
Ещё один образец этого времени — роспись церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода.
Те же вспышки света. А апостолы в ещё более активных позах. Апостол Пётр, неизменно обращающийся к Учителю, здесь делает это в падении!
(Росписи Успенской церкви на Волотовом поле утрачены. Церковь погибла во время Великой Отечественной войны, находясь на линии Волховского фронта. Всё, что осталось от фресок — чёрно-белые снимки и груды кусочков, которые много лет реставраторы собирают, как пазлы, в композиции. Сам храм восстановлен в первоначальном виде.)
Ещё один образец иконографии Преображения — так называемая «Новгородская таблетка». Эти иконы — «таблетки» — небольшого размера, двухсторонние, написанные на тонких дощечках, а не на полноценных иконных досках.
В этой иконе присутствует всё, о чём было сказано ранее. Как по хрестоматии, здесь можно проследить все детали композиции Преображения Господа нашего Иисуса Христа.
Марина Сиротина.