Интересное

Иконография Преображения Господня

Праздник Преображения стал отмечаться в 4 веке, а окончательно служба оформилась к 8 веку, когда были составлены каноны праздника.

Первые известные нам изображения относятся к 6 веку и возникают в алтарной апсиде.

Мозаика Сан-Аполинаре ин Классе, Равенна, 6 в.

Здесь Спаситель изображён в клипеусе в средокрестии, а пророки Моисей и Илия по сторонам. Сверху — Десница Божия. А свидетели Преображения изображены как овцы.

Эпоха этих мозаик ещё изобилует подобными символическими изображениями, иносказаниями. Эта традиция тянется от самых первых памятников христианского искусства — росписей катакомб.

Мозаика 6 века в монастыре святой Екатерины на Синае изображает событие Преображения уже не в символическом виде, а в историческом, буквально рисуя слова Евангелий.

Мозаика монастыря святой Екатерины на Синае, 6 в.

Здесь белые одежды Спасителя говорящие о том, как Он просиял. Слава и белые лучи света. Поражённые ученики. Нет только самой горы Фавор, на которой произошло Преображение.

А в миниатюре Хлудовской Псалтыри 9 века появляется гора, и очень высокая, с любовью и вниманием нарисованная художником.

Миниатюра Хлудовской Псалтыри, 9 в.

В этой миниатюре сохраняются найденные уже детали композиции Преображения, но сам формат миниатюры, своего рода иллюстрации в книге, позволяют более свободно, живописно подойти к изображению. Но канон при этом соблюдён!

Необычная икона хранится в музее Берлина. Необычна она цветовым решением. Красный фон, синие нимбы — пир цвета! Но, опять же, все остальные детали композиции, смысл изображения остался неизменным. Ещё одно доказательство безграничности творческой фантазии художников, «скованных» каноном.

Преображение, икона 10 века. Музей Берлина.

Гора более условна, что диктуется форматом иконы (квадрат, а не прямоугольник). Можно сказать, что одежды Спасителя здесь не белые, тогда как об этом говорит Евангелие. Но художник использовал другой приём: не делая одежды белым пятном, он делает акцент на пробелах, они светятся как будто бы одежда блестела.

В Лувре хранится вот такая мозаичная икона Преображения

Преображение, мозаичная икона, ок.1200 года, Лувр.
Преображение, мозаичная икона, ок.1200 года, Лувр.

Пророки Моисей и Илия беседуют с Господом, это показывают их жесты, обращённые как в разговоре, к Спасителю. И апостол Пётр говорит Учителю про кущи. Он даже очень вдохновлён, и не просто говорит, а предлагает. При этом его необычное, неестественное положение ноги показывает, что ученики поражены и от блистающего сияния Спасителя буквально разлетелись! Этот момент часто подчёркивается в иконах Преображения.

Иконография Преображения испытала на себе влияния времени. А именно исихастских споров, которые происходили во второй половине 14 века. На Афоне монахи, которые особенно благоговейно относились к молитве, творили Иисусову молитву, были безмолвниками (исихастами), сподоблялись видению Божественного Нетварного Света, того самого, Фаворского. Некоторые из итальянских монахов не верили и обвиняли афонитов в прелести. Тогда вступился за монахов-исихастов святитель Григорий Палама. А художники того времени, не оставаясь в стороне, стали изображать активные вспышки света — пробела — на ликах Спасителя, на иконах Преображения.

Конечно, в первую очередь в этом контексте нужно вспомнить Феофана Грека.

Преображение, икона, 14 в, Феофан Грек, ГТГ.

Всё в этой иконе как прежде: иконография сложилась, иконописный канон устоялся. Но что изменилось?

Апостолы в очень активных позах. Их буквально разбросало от явления Божественного Света. Они удивлены и закрывают глаза. Апостол Пётр по слову Евангелия обращается ко Христу: «Хорошо нам зде быти».

Спаситель так же в белых одеждах, но иконописец усиливает свет, добавляя золотой ассист.

Синие лучи фактически пронзают свидетелей, оставляя ярчайшие вспышки света на одеждах апостолов, будто их выхватило прожектором!

Добавлена «историческая» деталь: дорога Спасителя с учениками на Фавор и спуск с неё.

 

Ещё один образец этого времени — роспись церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода.

Преображение, фреска церкви Успения на Волотовом поле, 14 в.

Те же вспышки света. А апостолы в ещё более активных позах. Апостол Пётр, неизменно обращающийся к Учителю, здесь делает это в падении!

(Росписи Успенской церкви на Волотовом поле утрачены. Церковь погибла во время Великой Отечественной войны, находясь на линии Волховского фронта. Всё, что осталось от фресок — чёрно-белые снимки и груды кусочков, которые много лет реставраторы собирают, как пазлы, в композиции. Сам храм восстановлен в первоначальном виде.)

Ещё один образец иконографии Преображения — так называемая «Новгородская таблетка». Эти иконы — «таблетки» — небольшого размера, двухсторонние, написанные на тонких дощечках, а не на полноценных иконных досках.

Преображение, икона «Новгородская таблетка», 14 в., Новгородский музей

В этой иконе присутствует всё, о чём было сказано ранее. Как по хрестоматии, здесь можно проследить все детали композиции Преображения Господа нашего Иисуса Христа.

 

Марина Сиротина.

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button