Проповеди

«Господи, куда нам идти?»

За каждой Божественной Литургией мы с вами поём Символ Веры, где исповедуем веру в Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Сегодня память двух апостолов, которых называют Первоверховными. Святые апостолы Пётр и Павел дали колоссальнейший импульс во весь мир, ведь им предстояло не просто проповедовать Христа, но показать людям, язычникам полноту миропонимания. Если раньше Церковь жила в рамках одного народа – еврейского, и они «гадательно» (1Кор, 13:12) знали Христа, то теперь, после Воскресения, Вознесения Спасителя и после Пятидесятницы апостолам предстояло рассказать всю полноту бытия мира.

Теперь мир стал знать о Христе, о творении мира и о продолжающемся попечении о мире, ведь Бог не удалился от мира, а промышляет о нём. Каждый из апостолов сделал это в свою меру, в свою степень. Призваны ученики были от тех дел, которыми занимались. Апостол Пётр был простым рыбаком, и это видно из его посланий. Как проста, сильна и наполнена любовью ко Господу его проповедь! Апостол Павел был образован и изначально был гонителем Христовым. Но и его осиял Фаворский свет, и противиться истине он более не смог, всю свою жизнь посвятив проповеданию Евангелия. Посмотрите, как колоссальна проповедь апостола Павла! Она охватила все аспекты, какие только можно. До сих пор его слова звучат на каждой Литургии в анафоре: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». Это слова из 2 послания Коринфянам апостола Павла (2Кор.13:13). Первый Символ Веры, когда далеко ещё было до Вселенских соборов и составления нашего Никео-Халкидонского Символа Веры, сказал апостол Пётр: «Ты Христос, Сын Бога Живаго» (Мф, 16:16). Это первое исповедание веры в Иисуса Христа, как в Бога, как в Сына Божия. А после беседы о Хлебе Жизни, когда многие отошли от Христа, поняв, что это что-то не от мира сего, что-то запредельное для иудейского мировосприятия, апостол Пётр сказал удивительные слова, слова поистине вселенского масштаба: «Господи, куда нам идти?» Ведь Спаситель спросил тогда учеников: «Может и вы пойдёте (как и многие другие)?» Но: «Куда нам идти, Господи!? Ты имеешь глаголы вечной жизни», — одной фразой выразил апостол Пётр весь смысл бытия человека (Ин.6:68).

Наше богослужение неразрывно связано с апостолами. Христову Церковь часто обвиняют в том, что Она якобы «историческая», что она сложилась, сформировалась и какие-то явления в Ней возникли на протяжении истории. Что-то внесла Византия, что-то Русская Церковь… Но это обвинение несправедливо. Всё, что есть в Церкви сейчас, было и во времена апостолов. Все Таинства уже совершались. Они ещё так не назывались, ещё не имели такого богословского изъяснения, литургической основы, но они уже были. В Деяниях описано, как апостол Филипп крестил евнуха в пустыни, и мы видим, что главное в Таинстве идентично нашему современному чину. Апостол Павел описывает причащение, Таинство Евхаристии. Чин другой, но суть – та же. Более того, апостол Павел пишет о необходимости приготовления к Таинству, о необходимости отделять обычную пищу от Пищи Господней. Говорит он и о недостойном причащении Господней Трапезой, отчего «многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:30). И эти слова апостола Павла написаны раньше Евангелий! Значит, понимание Таинства так же, как и мы с вами его понимаем, было уже тогда, в самые первые годы (!) христианства. Мы используем в Литургии две Анафоры: свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого. В основе обеих лежит чин, текст протоанафоры, которую читали апостолы. Она была зафиксирована, позже дополнена, но костяк остался неизменным.

Апостолы, будучи иудеями, а апостол Павел так даже «фарисеем, сыном фарисея» (Деян.23:6), вынесли в мир мысль, что человек жив будет верой, а не законом! Хотя сами были от закона, закона иудейского. Но веру они сразу поставили выше закона. Таким образом, апостолы приняли эстафету от Авраама, которого мы называем отцом всех верующих. Но жизнь апостолов была ограничена, силы были ограничены. Апостолы понимали это, оттого важный импульс их проповеди – пастырство. Пастырство всегда предполагает не только попечение о пасомых, но и взращивание других пастырей, чтобы Тело Христово жило на земле. Апостолы уделяли этому огромное внимание, рукополагали пресвитеров, епископов для молодой Христовой Церкви. Это их попечение распространилось так, что и сейчас можно почувствовать это колебание времени от апостольских времён к нашим. Время неразрывно связано. Связано их проповедью, их любовью, благословлено Господом Иисусом Христом.

Нужно чувствовать и понимать, что Церковь – это «столп и утверждение истины», как писал апостол Павел (1Тим.3:15). Это не историческое явление, которое мы наследуем от Византии. Это наследие от Христа, переданное через апостолов. Проповедь апостолов можно сравнить с молитвенным зарядом псалмов царя Давида.

Как и в те далёкие времена, так и сейчас апостольской проповеди противостоит каинско-вавилонская канцелярия, которая пытается во все времена противиться истине Христовой. Тогда апостолов сажали в тюрьмы и убивали, сегодня используются другие, более изощрённые способы. И нам надо «подхватывать» апостольское начинание, знать, что мы можем проповедовать миру не стыдясь, не робея. Можем говорить о Воскресении и наших упованиях. Не нужно думать, как наша жизнь, наше слово отзовётся в других, тем более, что предугадать нам это не дано по слову Ф.И. Тютчева. Апостолы тоже не рассуждали об этом, они делали своё дело. Будем и мы так же трудиться на этом поприще, честно, в самом большом смысле бескорыстно, ради Христа и Его Церкви.

 

Свящ. Сергий Сиротин

Прповедь в день памяти свв. апостолов Петра и Павла, 12.07.2022

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button