«Самая главная жажда человека — о Господе»
В Евангелии было множество встреч Господа с разными людьми. Но встреча с самарянкой — особенная. Поэтому, видимо, евангелист Иоанн так подробно её приводит. В этой встрече много образов отношений Бога и человека.
Вот, например, мы слышали историю отношений иудеев и самарян. Отношения эти были очень непростые, и самарянка могла бы сказать Господу: «Ты иудей, я и говорить даже с Тобой не буду». Но она, поддаваясь интуиции, чувству, вступает с Господом в беседу. Случается диалог. Диалог про Бога.
Все люди жаждут. Это очень глубокий символ в человеческой жизни. Люди жаждут разного, но самая главная жажда человека — о Господе. Человек может её даже не осознавать. В самарянке же жажда эта проявилась необычно. Господь говорит, что может дать воду, от которой больше никогда не будет человек жаждать. Простая женщина безо всякой иронии и надменности, честно и искренне говорит: «Господи, дай мне эту воду!» Она устала от своей однообразной жизни, однообразия греха и страстей, однообразия череды дней, где нет главного. Человек жаждет, а главного найти не может. Даже и не понимает, почему он жаждет и чего он ищет. Вот и женщина эта не хочет скитаться больше по людям, не хочет, чтобы было у неё пять мужей. Ведь истощается человек от таких поисков! Удивительно, что самарянка сохранила искренность, чистосердечность. Интересен ответ Христа. Он про семью. Видимо, это было нужно услышать самарянке, но эти слова важны и нам: «Где твой муж?» Возможно, это будет один из вопросов на Страшном Суде. Всё-таки дети в большей степени обладают самостоятельностью, хотя мы и в ответе за них, безусловно. Но ещё больше мы ответственны за своих супругов. Мы должны знать, где они и кто они. Катастрофа для меня, когда приходит человек, проживший в браке 30-40-50 лет и констатирует, что его отношения с супругом (супругой) — это отношения чужих людей. Они всю жизнь прожили вместе, но они не знают, кто рядом с ними!
И вот самарянка честно говорит Господу, что нет у неё мужа. Господь говорит ей о её прошлом, о пяти мужьях, и самарянка не отвергается. Это образ покаяния, признания своего греха и готовности исправить себя. В нужный момент очень важно признать: «Грешна, Господи!»
Много ещё смыслов в этой встрече. А нам важно отметить сейчас слова о поклонении в духе и истине. До сих пор люди не очень обращают на это внимание. Умудряются вплетать свои национальные и прочие интересы… «Зачем нам истина, зачем Христос? Главное — национальность наша». Масса таких национальных «церквей», которые углубились в свой народ исключительно и Господа они тоже пытаются национализировать. Но Он говорит: «в духе и истине». Беседа с самарянкой убирает эти границы, которые были между иудеями и самарянами, а были они очень серьёзными и до сих пор существуют. Для Господа нет формальных государственных границ, преград в виде внешности человека, его цвета кожи, разреза глаз или языка. Если человек чувствует Господа, то он покланяется Ему в духе и истине, а не в национальных интересах. Стало быть, мы сами ставим преграды между Богом и нами. Сами выдумываем границы и предъявляем их, отделяя себя от Христа. Мы жаждем, но эта вот суета сует стоит между нами и Господом.
Интересно, что Предание нам говорит о самарянке Фотинии, которая, поговорив с Господом, осталась в Церкви, а в годы гонений приняла мученический венец со своими детьми. И беседа эта, описанная сегодня в Евангелии, имела такое большое значение, что уверовали и другие жители того города.
И мы такие же свидетели разговора со Христом! Как написал апостол и евангелист Иоанн в своём послании: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, –
ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, –
о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом».
Свящ. Сергий Сиротин
проповедь в неделю 5 по Пасхе, о самаряныне.
14/05/2023